История одной картины. Багаудин Шарпудинович Сагов «Храм Тхаба-Ерды. Совет старейшин»

  • 29.09.2021

Творчество Народного художника Республики Ингушетия Багаудина Шарпудиновича Сагова широко известно любителям живописи нашей республики.

Родился художник 15 декабря 1960 года в городе Назрани ЧИАССР. Огромный интерес к изобразительному искусству еще в школьные годы у Багаудина Сагова  перешел в серьезное увлечение живописью. С большой теплотой художник вспоминает годы учебы в художественном училище города Перми, в котором ему посчастливилось обучаться живописному мастерству у профессиональных педагогов. Он активно участвовал в студенческих художественных выставках, его работы, представленные на них, были высоко оценены как педагогами училища, так и профессиональными художниками. В последующие годы Багаудин Сагов много работал, оттачивая свое мастерство в живописи, много ездил по стране. Каждая вновь открывшаяся земля становилась для него определенным этапом творческой деятельности. В настоящее время мастер занимается творчеством и обучает живописному искусству учеников в собственной художественной мастерской в городе Сунже.

Основное направление живописного творчества мастера – сюжетные работы, имеющие историческую тематику, кроме того он много и плодотворно работает и в других жанрах живописного искусства.

В фондах музея хранится небольшая, но очень интересная коллекция произведений художника. Самая значимая из них картина «Храм Тхаба-Ерды. Совет старейшин». Эта картина пользуется большим успехом не только у любителей живописи, но и у всех, кто интересуется историческим прошлым ингушского народа. Большую роль в ее создании сыграл известный историк и талантливый ингушский  художник Хасолт Алхастович Акиев. Именно он вдохновил Багаудина Сагова  к созданию художественного полотна, на котором был бы запечатлен храм Тхаба-Ерды.  Перед тем, как взяться за кисть, мастер  неоднократно ездил в Таргим, изучал историю храма в различных исторических источниках. Рассказывая о творческом процессе создания картины, автор вспоминал: «Я прикасался руками практически к каждому камню этого уникального строения, сохранившегося из древности до наших дней, чтобы не только глаза, но и руки сохранили память о нем».

Издревле в храме Тхаба-Ерды собирался Совет старейшин для решения различных насущных вопросов – восстановления порядка землевладения, согласования нормы поведения, вопросов торговли, мер наказания преступникам. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.

Сюжет картины по замыслу автора таков: изображенные старцы являются старейшими представителями шести наиболее влиятельных ингушских тейпов. На заднем плане  композиции картины, на невысоком двухступенчатом подиуме они изображены, сидящими полукругом. Справа от них, пониже от подиума, стоит жрец храма в красной мантии, надетой под овчинную телогрейку, с посохом в левой руке. Мягкий свет, льющийся из небольшого полукруглого окна, освещает внутреннее убранство храма. Его высокие стрельчатые своды, выполненные в архитектурно-художественном стиле древне-христианской культуры, бесконечно увеличивают и углубляют пространство храма, что позволяло собирать под его сводами множество молящихся. В центре композиции, стоящей  на алтаре, изображена священная чаша с водой, символизирующая женское начало. Позади нее  находится четырехконечный каменный знак, каждая сторона которого является символом  четырех стихий – земли, огня, воздуха и воды. В центре купола   стрельчатого свода храма, прямо над священной чашей, находилось открытое круглое основание, через которое в нее стекала дождевая вода.  По языческим законам во время засухи и неурожая в храме собирался Совет старейшин, которые долго молились древним языческим богам и просили их о наступлении проливных дождей и спасении от неминуемой гибели от голода своих соплеменников. По одному из установленных языческих религиозных ритуалов жрец вместе с представителями Совета старейшин опускали один из концов каменного четырехконечного знака – того, что символизировал воду, в священную чашу и продолжали свои молитвы. Именно это языческое священнодействие и запечатлел на своей картине автор.

Полотно художника отличается не только правильным изображением перспективы, но и точной передачей множества архитектурных деталей – каменной кладки храма, плавных переходов стрельчатых сводов стен храма, мощных деревянных балок, пролегающих между ними. В своей работе мастер использует монохромную цветовую палитру, которая усиливает у зрителя ощущение присутствия и реальности восприятия происходящего священнодействия.

Картина Багаудина Шарпудиновича Сагова «Храм Тхаба-Ерды. Совет старейшин» вошла в основной фонд музея ИЗО РИ в 2009 году.

 

 

Новости