История одной картины. Исса Мусаевич Аушев — «Эгикал»

  • 07.10.2021

Имя талантливого живописца, Народного художника Республики Ингушетия, Заслуженного художника Чеченской Республики Иссы Мусаевича Аушева широко известно не только в профессиональных кругах художников, но и большой зрительской аудитории нашей страны.

Он родился 4 февраля 1958 года в селении Галашки Сунженского района ЧИАССР.

После окончания восьмилетней школы в 1973 году Исса Аушев поступил в Северо-Осетинское педагогическое училище на художественно-графический факультет, успешно окончив его в 1976 году.

Впервые творчество начинающего художника было представлено на суд зрителей выставкой его работ в войсковой части Вооруженных сил СССР в Чехословакии, где Исса проходил службу с 1977 по 1980 годы.

Живописный талант молодого солдата был по достоинству оценен и отмечен орденом «Братство по оружию».

Исса Мусаевич много работал, совершенствуя свое живописное мастерство, ездил в творческие поездки на пленэр не только по горной Ингушетии, но и по различным живописным уголкам нашей необъятной родины.

Итогом этих поездок было рождение новых замечательных пейзажей и сюжетных картин.

Долгие годы мастер помимо творчества занимался еще и педагогической деятельностью.

До последних дней жизни он возглавлял Детскую художественную школу Сунженского района, обучал живописному искусству учеников, многие из которых стали профессиональными художниками.

4 октября 2016 года Исса Мусаевич, полный надежд и творческих планов, трагически ушел из жизни.

Память о талантливом художнике хранят его произведения, созданные в различные периоды художественной деятельности.

В основном фонде нашего музея хранится коллекция произведений Иссы Аушева, большая часть из которых была подарена им музею.

Исса Мусаевич всегда говорил, что уникальная горная природа Ингушетии дает неисчерпаемый материал и вдохновение для живописца.

От холста к холсту ведет художник свой неторопливый монолог о красивейших уголках горной природы Ингушетии, используя характерные для его манеры исполнения строгие классические формы и легкость пленэрной живописи.

Художник передает на холсте ее величие, вызывающее ощущение несоразмерности слабого естества человека рядом с грандиозностью кавказских горных ландшафтов.

Что же привлекательного для художника в горном ландшафте?
Ответ кроится в одном из лучших его пейзажей «Эгикал», в котором перед нашим взором разворачиваются необъятные и несокрушимые по размерам пространства.

Верхушки башен горят в ярких лучах солнца, словно наслаждаясь волшебными мгновениями этого праздника тепла и света.

Исполинские горы на заднем плане картины, покрытые сизой дымкой, высятся за одинокими полуразрушенными башнями.

Общий тон полотна выражает не просто конкретное состояние природы, но и человеческие переживания.
Родовое гнездо, дававшее уверенность, душевное спокойствие и пристанище его хозяевам, не пощадила разрушительная сила времени.

Старинные башни, где протекала хлопотливая жизнь со всеми радостями и горестями, вырастали дети, ассоциируются с покинутым родовым гнездом.

В своей работе живописец никогда не дифференцирует изображаемые предметы, не допускает небрежностей в цветовой палитре, у него нет непроработанных участков на холсте.

Продуманная композиция, чистота рисунка, живописная культура – суть его творчества, превращающая мимолетный мотив в произведение искусства.

Картина Иссы Мусаевича Аушева «Эгикал» вошла в основной фонд музея ИЗО РИ в 2014 году.

Лейла Алмазова,
главный научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия.

Новости