История одной картины «Царь Аланский» Хож-Ахмед Имагожев

  • 20.10.2020

В творчестве Хож-Ахмеда Имагожева есть цикл произведений, посвященный сюжетам старинных ингушских сказаний, былин, различных исторических событий. Он один из немногих  отечественных художников, чье творчество имеет ярко выраженную историческую направленность.   

Глубокий интерес к  древней культуре алан, к ее традициям, легендарным воинским подвигам воплотились в создание   многоплановых  картин, таких как  «Шелковый путь», «Гибель Магаса», «Царь аланский». В этих полотнах проявился талант художника в построении масштабных композиций, оригинального исторического сюжета и яркой цветовой палитры, позволившие ощутить и прочувствовать дух  эпохи, запечатленной на его полотнах. Произведения мастера этой тематики настолько натуральны и достоверны по своему изображению, что вполне могут служить иллюстрациями к  истории аланской культуры.

Большим событием для музея стало приобретение новой картины Хож-Ахмеда Имагожева «Царь аланский». На своем полотне художник запечатлел аланского правителя вместе со своей свитой. Аланский царь не конкретный исторический персонаж, а собирательный образ, воплощенный мастерской рукой живописца. Его фигура занимает почти все пространство передней части полотна. Мы видим правителя процветающего Аланского царства, могучего воина, в котором сочетается исполинская сила и великодушие. Мощная фигура коня, изображенного на картине в богатой изящной сбруе, соответствует и свидетельствует о величии и силе правителя, восседающего на нем. Для передачи активного движения  на полотне художником использована диагональная композиция с подачей снизу – кажется, будто зритель смотрит на героя снизу вверх. Это создает дополнительное ощущение его мощи и большой физической силы. Диагональное расположение фигуры коня подчеркиваются движением лошадиных копыт. Такой художественный прием добавляет изображению динамики. Крутая шея лошади и прямо глядящая вперед голова, крепкая посадка седока призваны продемонстрировать силу и монументальность изображенного образа. Чтобы фигура выглядела еще более внушительно, она показана практически в контражуре, на фоне очень светлого неба. Гордая осанка, мужественный взгляд, благородные  черты лица героя, подчеркивают культуру, образованность, готовность в опасный момент вынуть меч из ножен и броситься в бой на защиту родной земли. В  одежде царя множество деталей, характеризующих достоверность исторического периода, запечатленного художником на полотне.

Особый интерес вызывает свита, сопровождающая  царя, изображенная на заднем плане. Это молодые воины — всадники, восседающие на боевых лошадях. Образцы упряжки коней, амуниция  и одежда воинов не вымышлены, так как художник их видел и изучал на основе реальных исторических артефактов конца 11 начала 12 века, найденных на местах археологических раскопок на территории Ингушетии, а также изучал   в музеях и в описаниях исторической литературы. Крупная фигура коней и всадников в богатых доспехах четко вырисовываются на светлом воздушном фоне. Их величину и силу подчеркивает высоко расположенный горизонт и белые городские стены  вдали, благодаря чему фигура царя и его воинов кажутся объемными   и максимально приближенными к зрителю. Картина Хож-Ахмеда Имагожева вошла в основной фонд музея ИЗО РИ в 2020 году.

Новости