Во все времена, традиционный костюм являлся отражением культурной, социальной жизни народа, его мировоззрения.
Плотно заселенный разными народами Северный Кавказ имел общие черты материальной и духовной культуры: занятия, быт, оружие, музыкальные инструменты, песни, эпосы – многое было схоже. Таким образом, формировалась северокавказская культурная общность.
Это объясняется не только культурным обменом, но и общей, характерной для этого региона, сырьевой базой и схожим ландшафтом, но были и отличительные черты у каждого из народов, которые зависели от образа жизни, верований, географических особенностей, природного материала, торговых путей и много другого.
Известный современникам образ кавказца появился в XVIII-XIX вв.
Об образе ингушских женщин с начала XIX века мы можем судить благодаря многочисленным свидетельствам путешественников, а потом и фотографиям, на которых статные ингушские женщины в красивых платьях, украшенных нагрудниками и серебряными поясами, в традиционных ингушских шапочках «ега кий», в форме усеченного конуса с плоским дном, смотрят на нас со столетних фотографий.
В более ранний период об одежде северокавказских горцев известно мало, так как тогда этнографы на Кавказе были редкими гостями и не всюду им удавалось побывать. Однако, надежда полностью восстановить образ горянки и горца XV-ХVIII вв., у ингушей, к счастью есть, благодаря обряду захоронения, который бытовал в горной Ингушетии вплоть до середины ХIХ в.
Покойника хоронили со всеми почестями, в парадной, иногда очень дорогой одежде, в склепах, сопровождая его всевозможными предметами, которые могут ему «пригодиться» в жизни в «потустороннем мире». Хорошая вентиляция в склепах и сухой горный климат, способствовал сохранению одежды.
В течении ХХ века в горной Ингушетии было несколько очень крупных археологических экспедиций профессора Л.П. Семенова, археолога, ведущего кавказоведа Е.И. Крупнова, археолога В.Б. Виноградова, археолога, профессора Д.Ю. Чахкиева, археолога, профессора М.Б. Мужухоева и др. В их работах освещаются предметы быта и одежды, обнаруженные в захоронениях горной части республики.
Так, в течении ХХ века всего было обнаружено более 80 образцов средневекового головного убора ингушских женщин – курхарсов. Все они разной формы и из разных тканей, но чаще всего выполнены из дорогих привозных тканей красных оттенков, а также же из местных тканей со вставками из дорогих шелковых тканей или теснённой кожи.
Обнаруженные платья также свидетельствуют о том, что на ткани предки ингушей средств не жалели. Так, судя по материалам могильников с. Эгикал (Джейрахский район), женщины носили длинные платья — рубахи с длинными рукавами с неглубоким разрезом на груди из белого холста, а поверх – платья из шелковой материи, окрашенные в красный, синий, зеленый и оранжевые цвета. Талию опоясывал кушак из шелка, к которому привязывались ножницы и сумочки из шелковой ткани (например, сумочка из шелковой иранской ткани XIV- XV вв.) с шелковыми цветными нитками, гребешками, наперстками, иголками. (Ингуши. РАН. Серия «Народы и культуры». Отв. ред. В.А.Тишков. М., Наука, 2013, с. 212). Штаны были сшиты из холста или тонкой шерстяной материи. Обувь – чувяки и сапожки из цветного сафьяна на мягкой подошве. (Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971. С. 94). Академик Ю.
Клапрот пишет, что платья ингушских женщин в области плеч и груди на ширину почти в пять пальцев расшиты различным цветным шелком, шерстяной тканью или нитками. Под платье надевают длинные штаны, по цвету которых определяется статус женщины: замужние женщины носят красного цвета, вдовы и стары женщины голубого, а девушки – белого. Все они у лодыжек великолепно расшиты. (Клапрот Ю. Путешествие на Кавказ и Грузию, предпринятое в 1807 – 1808 годах// Архивный вестник. Назрань. 2005. Вып. 2.)
В склепах высокогорного селения Ингушетии Цори несколько лет назад обнаружены валяные чулки, конусовидные шапки лежат вместе с курхарсами; головные уборы покрыты атласом, полушелком, декорированы гобеленом, тисненной кожей, вышивкой по шнуру и замысловатыми серебряными украшениями.
Первые письменные упоминания о курхарсах на ингушских женщинах встречаются в донесениях русских послов в 1638 году. Послы московского царя князь Федор Волконский и дьяк Артемий Хватов, направлявшиеся в Грузию, описали свой путь через Кистинское ущелье, куда они вынуждены были свернуть из-за начавшихся между грузинскими князьями междоусобиц: «Сии кабаки расположены по обе стороны сего ручья; домы в них каменные, выстроены в горах; мужчины одеты по-черкесски, а женщины носят на головах рога в пол-аршина». (Полиевктов М. Материалы по истории грузино- русских взаимоотношений (1615-1640 гг.). Тбилиси, 1937)
Еще одно очень интересное сведение, в отношении этого головного убора приводит академик Ю. Клапорт. Отметив, что такой головной убор отличает «кистинских женщин» от татарских, кумыкских и черкесских, он называет его словом «Tchougoul», т.е. «ч1угул» — хохол, гребешок в переводе на ингушский язык. Это очень интересное замечание, так как встречается только у него, и судя по всему, соответствует некоторым видам курхарсов, которые, действительно, напоминали гребень (Клапрот Ю. Путешествие на Кавказ и Грузию, предпринятое в 1807 – 1808 годах// Архивный вестник. Назрань. 2005. Вып. 2.)
В наземных склепах, впервые этот головной убор обнаружил кавказовед, профессор Л.П. Семенов.
В своих статях он пишет: «Своеобразны и изящны женские головные роговидные уборы, обтянутые красной тканью, со свешивающейся сзади короткой тыльной частью какого-либо другого цвета (синего, золотистого и др.); убор этот украшен выпуклой круглой серебряной бляхой, кружевом и лентами». «При обследовании нетронутого женского погребения в колодообразном гробу (в надземном склепе с. Горак) в 1929 г. нами было отмечено, что подобный убор был положен под голову погребенной».(Археологические и этнографические разыскания в Ингушии в 1928 и 1929 гг// ИИНИИК. Орджоникидзе, 1930. Вып 2/3; Археологические и этнографические разыскания в Ингушии в 1930 и 1932 гг// ИИНИИК. Орджоникидзе; Грозный, 1934-1935. Т. IV, Вып.2)
Профессор Л.П. Семенов в своей работе «Фригийские мотивы в древней ингушской культуре» рассматривает параллели между ингушским курхарсом и древним известным фригийским колпаком (Семенов Л.П. Фригийские мотивы в древней ингушской культуре//Изв. ЧИНИИИЯЛ. Грозный, 1959. Т.1. Вып. 1).
Сотрудник Российского этнографического музея Е.Н. Студенецкая, в ходе своей этнографической экспедиции на Кавказ, собирая экспонаты для музея в конце 30-х гг. ХХ века, увезла такой курхарс из высокогорного селения Таргим (Джейрахский район). В данное время он хранится в запасниках музея и представлен на сайте ГОСКАТАЛОГ.РФ. (№ 32209950; РЭМ 6191-11).
Особенность этого экспоната в том, что он хранился в семье как реликвия, то есть, в отличие от других, обнаруженных в горной Ингушетии курхарсов, не сопровождал усопшего.
В ходе археологических исследований, в ущельях горной части республики, в 1970-1980 гг. была собрана уникальная коллекция курхарсов (около 40 образцов), которые изучались Д.Ю. Чахкиевым, В.Б. Виноградовым, Б. Б.-А. Абдулвахабовой.
Обнаруженные археологами в ходе раскопок в селениях Фалхан и Пялинг, женские головные уборы — курхарсы -разнообразны по форме и стилю исполнения. Они украшены позументами, лентами, самобытной вышивкой и выполнены в основном из красной крашенины, шелка, полушелка, атласа, парчи.
За основу, как правило, брался войлок или кожа. Академик Ю. Клапорт в своем описании указывает также на основу из бересты. Для украшения в вышивке использовался чаще всего растительный орнамент, реже – геометрический.
Курхасы были с лопастями и без лопастей, с ленточками для закрепления их на шее и на голове, и без них (ленты были украшены золотым шитьем). Ткани для их изготовления использовались разные (как местные, так и привозные), и в некоторых случаях курхарсы выполнены из нескольких слоев ткани поверх войлочной основы. (Чахкиев Д.Ю. Башнеобразный склеп в селении Пялинг// Новое в археологии и этнографии Ингушетии. Нальчик, 1998. С. 52-64)
Д.Ю. Чахкиев пишет, что богатое убранство этих головных уборов и техника их изготовления, указывает на важность отводимой им роли и подчеркивает высокий социально — имущественный статус в обществе их владельцев. По данным старожилов, которые приводит в своей статье Д.Ю. Чахкиев, один курхарс оценивался в два (по другим данным, от 5) быка.
Так же отличительной чертой ингушских модниц в средневековый период являлись височные кольца (6-, 7- и 8-ми лопастные). До сих пор археологи их находят в захоронениях рядом с женскими скелетами или пришитыми к курхарсам в большом количестве.
Профессор Л.П. Семенов пишет, что височные кольца, найденные им и другими исследователями в погребениях горной Ингушетии, в основном пришивались к платку, покрывающему голову. Изготовлялись они из меди или серебра, имели серповидные формы с шестью, семью и восемью лопастями по наружному краю. Часто височные кольца орнаментированы растительным или геометрическим орнаментом. (Археологические и этнографические разыскания в Ингушии в 1928 и 1929 гг// ИИНИИК. Орджоникидзе, 1930. Вып 2/3;).
А кавказовед Е.И. Крупнов считал, что височные кольца наравне с курхарсами были своеобразным этническим маркером населения горной Ингушетии. Ингушские мастера — ювелиры, по мнению профессора, выработали свой, неповторимый, местный колорит при изготовлении этих украшений. (Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия, 1971. С. 102,133).
С начала XIX века ингушский женский костюм немного трансформируется, курхарсы заменяются конусовидными шапочками (замужние женщины носят большие платки и шали). Костюм состоит из нескольких элементов: нательная рубаха; платье с воротником- стойкой, украшенным вышивкой, тесьмой, кружевом, с узкими рукавами (платье шилось из сатина, шелка, ситца); поверх этого платья надевали нагрудник и поясные подвески Iаржилгаш (или Iержилгаш), непременно с богатой вышивкой. Также, надевали распашное платье из шелка, парчи, бархата, которое застегивалось на уровне талии (верхняя часть платья имела узкие рукава до локтей, которые свисали длинными лопастями, и завершался образ женским серебряным поясом (Ингуши. РАН. Серия «Народы и культуры». Отв. ред. В.А.Тишков. М., Наука, 2013, с. 212).
Еще из археологических находок мы видим предметы, украшенные искусной вышивкой. Археологи пишут, что узоры выполнялись золотным шитьём, с помощью различных технических приемов: волочение нити, прядение нити в виде полоски из драгоценного металла – бить и в виде спирали – канитель, шов выполнялся в прикреп, дополнительно для украшения все дополнялось бусинками и раковинками. (Виноградов В.Б., Абдулвахабова Б.Б.-А., Чахкиев Д.Ю. Солнечный гребень ингушских женщин (О парадном головном уборе кур-харс)//СЭ. 1975. №3. С.109)
Важно отметить, что, трансформируясь незначительно в деталях, этот образ в виде свадебного традиционного наряда просуществовал до настоящего времени.
Автор статьи: Танзила Дзаурова/Гогиева
///
12.09.2024
Военнослужащие из Республики Ингушетия наравне с другими бойцами России принимают участие в специальной военной операции на Украине. На сегодняшний день…
12.09.2024
Данные мероприятия будут посвящены первопроходцам-ингушам в области кинематографа Сейд-хаджи Толдиеву, Экажеву (имя неизвестно), Магомеду Добриеву – прокатчики кино в США,…
11.09.2024
Художница представила более 50 работ, созданных в разные годы и выполнены в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет, абстракция. Картины выполнены…
11.09.2024
VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и дизайнеров России «РусАртСтиль»
В настоящее время особенно остро стоит такой первостепенный вопрос, как воспитание патриотизма к Родине, а также объединение многонационального народа страны…
11.09.2024
Опрос является анонимным, все полученные результаты будут использоваться только в обобщенном виде. Заполнение анкеты займет порядка 15 минут. Ответы очень…
https://russia.information-region.ru/
© 2024, Министерство культуры Республики Ингушетия (Минкультуры Ингушетии)
386001, Республика Ингушетия, г. Магас, проспект Идриса Зязикова, 16А
+7 (8734) 55-42-00
Телефон горячей линии - 8(8734) 55-42-35
Мониторинг "Горячая линия" по вопросам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры.