Очередное пополнение фонда ИГМК РИ им.Т.Мальсагова прошло накануне

  • 26.07.2021

В очередной раз неоценимый ​ вклад​ осуществил ​ известный общественный и политический деятель, ​ первый секретарь ингушского республиканского отделения коммунистической партии РФ Хамзат Кодзоев.

Предмет старины представляют собой ​ глиняное изделие, которое отчасти было подвергнуто​ ​ обжигу и напоминает железное изваяние.

Диаметр его примерно ​ 35-45 см, высота 10-15 см.
Композиция состоит из семи фигур в форме​ людей, ​ которые, взявшись за руки, образовали​ единый, сплоченный круг.

На тыльной стороне переданной композиции расположено 7 ингушских​ средневековых​ тамги (родовых ​ ингушских​ знаков) что может свидетельствовать о братстве и​ сплоченности ​ ингушских рородо.

Ингушские средневековые тамги (родовой знак), (тамаг1а) еще сравнительно слабо изучены.

Собранные в последние годы источники (археолого-этнографические, письменные, фольклорные, изобразительные), уже позволяют сделать о них некоторые выводы.

Во-первых, в средневековье тамги имелись только у местных ингушских родов, которые обязательно должны были располагать собственным башенным замковым комплексом, культовой постройкой (храмом, святилищем, священной рощей), погребальной склеповой усыпальницей и горной вершиной.

Как правило, они также имели значительное число хорошо вооруженных и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не только своего конкретного рода, но и всего общества. И каждый подобный ингушский род располагал общей отличительной тамгой, являвшейся своеобразной «визитной карточкой» знати общества (как, например, в селах Харпе, Эрзи, Эгикал, Хамхи, Таргим, Барах, Евлой, Пялинг, Ний и др.) Правда, у наиболее крупных ингушских разветвившихся родов (в частности, Евлой, Оздой, Хамхой), постепенно образовавших ряд новых башенных поселений, уже появляются по нескольку тамг по фамильному признаку (Д.Чахкиев).

Во-вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на фасадных стенах башенных комплексов. У старейшин или вождей родов имелись еще и перстни-печатки с изображением тамг.

Последними часто скреплялись документы при заключении различных договоров и соглашений (с Россией, Грузией и др.). Например, в 1810 г. при «приведении к присяге на вечное подданство» России «лучшие и почетнейшие люди шести фамилий ингушского вольного и никому неподвластного народа приложили перстные свои печати» на итоговом договоре-соглашении.

Интересно, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба-Ерды долгое время находился под присмотром потомственных священнослужителей из рода Евлой большой медный котел с выбитыми изображениями тамг — «отличительных знаков благородных ингушских родов», который использовался во время всенародных праздников и торжеств (Д.Чахкиев).

«На данный экспонат ​ обратили внимание мои дети , которые и уговорили меня его приобрести. Я, в свою очередь, взяв его​, заметил необычные и знакомые знаки на обратной стороне уникального предмета , которые я видел на ингушских​ родовых ​ башенных комплексах. Недолго думая я решил приобрести его и передать в фонд вашего музея, ведь это достояние всего ингушского народа » -​ прокомментировал ​ Хамзат Кодзоев.

В случае подтверждения большой исторической ценности предмета​ , он станет полноценным экспонатом с ​ индивидуальным регистрационным номером и персональным местом в экспозиции ​ зала археологии.

Новости

///

https://russia.information-region.ru/

https://06.gorodsreda.ru/?

https://russa.information-region.ru/

https://russia.information-region.ru/
https://russia.information-region.ru/
https://russia.information-region.ru/