Сегодня исполняется ровно 51 год роману патриарха ингушской литературы Идриса Базоркина «Из тьмы веков», ставшим бестселлером со дня выхода в свет и по сей день пользуется заслуженной любовью и вниманием.
В литературе каждого народа есть имена, которые вписаны в ее историю золотыми
буквами. В ингушской художественной литературе — это имя Идриса Муртузовича
Базоркина.
Когда бы и кто не перечислял ингушских писателей или наиболее значимые их
произведения, ему не обойтись как без имени Базоркина, так и без его романа-эпопеи
«Из тьмы веков».
Будут появляться новые талантливые мастера пера, выходить
интересные произведения прозы, драматургии, поэзии, но неизменным останется среди
них вписанное навеки в историю ингушского народа и его литературу слово и дело
Идриса Базоркина.
«Из тьмы веков» рассказывает о жизни простых людей. Они много и тяжело работают, им приходится преодолевать различные препятствия. Книга написана с большой любовью к своему народу и своей земле.
Биография и творческая деятельность
Родился в родовом селе Базоркиных, так же известном как Мочко-юрт, которое было основано братом деда писателя — Мочко Базоркиным (ныне — село Чермен Пригородного района Северной Осетии).
Фамилия Базоркиных принадлежит к роду Газдиевых из аула Эги-кал в горной Ингушетии. Дед писателя, брат основателя села Базоркино — Бунухо, был одним из первых ингушей-генералов царской армии. Он воспитал шестерых сыновей, которые, получив хорошее по тем временам образование, стали впоследствии представителями ингушской интеллигенции. Отец писателя, Муртуз-Али — третий сын генерала Бунухо Базоркина, был офицером царской армии. Не желая присягать новому режиму, в годы Гражданской войны он эмигрировал в Персию, где и умер в 1924 году; в результате чего будущий литератор остался круглым сиротой. Мать писателя, Гретта, дочь швейцарцского инженера Луи де-Ратце (Louis de Ratzé), работавшего во Владикавказе, привила Идрису основы русской и западно-европейской культур. Она умерла в 1923 году во Владикавказе, не решившись на эмиграцию вместе с мужем. Сначала Идрис учился в подготовительном классе гимназии во Владикавказе, но в связи с послереволюционными беспорядками, вынужден был продолжить дальнейшую учёбу в медресе своего родного села.
В 1924 году Базоркин поступает на подготовительное отделение Ингушского педагогического техникума во Владикавказе. Учась в техникуме, Идрис впервые стал пробоваться в литературе — писать стихи для рукописного журнала «Красные ростки».
Одним из преподавателей Идриса Базоркина был профессор-лингвист Немировский Михаил Яковлевич. Он предложил студенту стать его учеником и наследником. Для этого Идрису нужно было оставить мысли о будущей литературной деятельности и целиком посвятить себя языкознанию. Но будущий писатель отказался, так как уже тогда всерьез собирался связать свою жизнь с литературой. В 1930 году, после окончания педагогического техникума Базоркин поступает на общественно-литературное отделение Северо-Кавказского педагогического института во Владикавказе. В эти годы Идрис пишет рассказы, пьесы, стихи и статьи. В 1932 году Базоркин в соавторстве с Мухарбеком Шадиевым издает учебник ингушского языка для 1 класса сельских школ. Рисунки к изданию были сделаны также Базоркиным. В 1932—1934 гг. Идрис совмещает учёбу во Владикавказе с работой учителем в селах горной Ингушетии. В 1934 году в Ингушском национальном издательстве «Сердало» («Свет») во Владикавказе (Орджоникидзе) выходит сборник стихов и рассказов Базоркина «Назманч» («Певец»). В том же году Базоркина принимают в только что образованный Союз писателей СССР.
В 1934—1935 годах в городе Грозном начинает работу Чечено-Ингушская театральная студия, вместе с членами которой Базоркин проходит стажировку в Тбилисском государственном театре имени Шота Руставели. В 1935—1938 годы литератор работает завучем педагогического рабфака в Орджоникидзе. В 1937 году из-под пера Базоркина выходит первая в ингушской литературе многоактная пьеса «На заре», в которой рассказывается о борьбе с белогвардейцами на Северном Кавказе в 1919 году. В 1938 году она, в переводе на осетинский язык А. Токаева, ставится в Северо-Осетинском государственном театре.
В 1938 году, уже после слияния Ингушетии с Чечней (1934 год), Базоркин, как и практически все представители ингушской интеллигенции, перебирается из Орджоникидзе, бывшего в то время центром и Ингушетии и Северной Осетии, в город Грозный. Там он работает заведующим литературной частью Чечено-Ингушского государственного драматического театра. С началом Великой Отечественной войны главной темой творчества Базоркина становится тема борьбы против фашизма и победы над врагом. В 1943 году писатель решает перейти исключительно на литературную работу.
23 февраля 1944 года ингуши были депортированы в Северный Казахстан и Среднюю Азию (см. Депортация чеченцев и ингушей). Таким образом писатель попал в Киргизию. Работал администратором во Фрунзенском театре оперы и балета. Писать и печататься сосланным литераторам в то время было запрещено, поэтому Базоркин занимается сбором материала для своих произведений, надеясь на дальнейшую реабилитацию.
В 1956 году, во главе группы представителей чеченской и ингушской интеллигенции писатель прибыл в Москву для встречи с руководителями государства, в результате чего находит решение вопрос о реабилитации репрессированных народов. В 1957 году Идрис возвращается в Грозный. В 1958 году он пишет первую в ингушской литературе приключенческую повесть «Призыв». В её основу легли реальные события времен Гражданской войны в городе Владикавказе в начале 1918 года: горстка ингушей из расформированной «Дикой дивизии» в доме Симонова в центре Владикавказа охраняет военное имущество своего полка от наступающих сил белогвардейцев. Только прибывший на подмогу отряд героя Гражданской войны Хизира Орцханова спасает их от гибели в полузатопленном подвале.
Во время работы во Фрунзенском театре оперы и балета Идрис наблюдал становление будущего известного хореографа Махмуда Эсамбаева. Биография Эсамбаева легла в основу очерка Базоркина «Труд и розы», который в свою очередь послужил основой сценария к фильму «Я буду танцевать!». Фильм был снят в 1963 году на студии «Азербайджанфильм» , Махмуд Эсамбаев сыграл в нём роль самого себя; кроме него в фильме сыграли известные артисты Владимир Тхапсаев, Лейла Абашидзе и др.
В 1960 году выходит двухтомное избранное собрание сочинений Идриса Базоркина на ингушском языке (произведения, написанные Базоркиным на русском языке и вошедшие в двухтомник, были переведены на ингушский язык самим автором); в 1963 году выходит его однотомник на русском языке.
///
29.10.2024
В Республике Ингушетия завершил работу юбилейный X Международный кинофестиваль «Золотая башня»
На торжестве присутствовали Министр культуры Республики Ингушетия Залина Льянова, представители Администрации Главы, Правительства и Парламента региона, общественные деятели, руководители органов…
29.10.2024
Мероприятие было посвящено сохранению и развитию культурного наследия народов республики, укреплению межнациональных отношений и взаимопонимания между представителями разных этнических групп.…
29.10.2024
Кинофестиваль собрал в юбилейный год впечатляющее количество работ: 87 кинолент, включая 52 документальных, 15 игровых и 20 короткометражных фильмов, из…
28.10.2024
В основной фонд Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия в этом году поступили 11 работ художника, которые Вадим Иванович Кислых…
28.10.2024
С 2021 года «Театр у Нарвских ворот» проводит этот фестиваль при поддержке Комитета по культуре и Санкт-Петербургского отделения Союза Театральных Деятелей…
https://russia.information-region.ru/
© 2024, Министерство культуры Республики Ингушетия (Минкультуры Ингушетии)
386001, Республика Ингушетия, г. Магас, проспект Идриса Зязикова, 16А
+7 (8734) 55-42-00
Телефон горячей линии - 8(8734) 55-42-35
Мониторинг "Горячая линия" по вопросам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры.