Художники Ингушетии. Гази – Магомед Албастович Даурбеков (1904-1976г.)

  • 19.12.2018

О самобытном творчестве Гази–Магомеда Албастовича Даурбекова мы можем судить лишь по фотографиям и нескольким акварельным копиям, хранящимся в Ингушском Государственном музее краеведения  им. Т. Мальсагова. Родился художник 24 марта 1904 года в селе Барсуки Назрановского округа Терской области. Закончив в 1930 году Ленинградский Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) он начал свой самостоятельный творческий путь. Одним из первых значительных произведений начинающего художника стала дипломная работа «Горцы в засаде», посвященная борьбе горцев за независимость. Она отображала эпизод, взятый из истории гражданской войны на Северном Кавказе 1918-1920 годах.  Художник с документальной точностью воссоздал отдельные эпизоды величайшего исторического момента языком живописного искусства.

Тема национально-освободительной борьбы кавказского народа была основной в раннем творчестве Гази-Магомеда Даурбекова.  На первой краевой Олимпиаде искусств горских народов Северного Кавказа в городе  Пятигорске в 1935 году молодой живописец представил  большую самостоятельную работу «Похороны комиссара Бутырина». Создание этой картины во время, когда шла борьба с формализмом, явилось событием не только художественным, но и нравственно-политическим, заняв значительное место в  его творчестве и став одним из этапных произведений советского реализма того времени. Судьба этого полотна, как и многих работ талантливого художника трагична. Во время военных действий в городе Грозном она была уничтожена.

Обращение мастера к портретному  жанру связано  с поисками новых форм и методов в передаче натуры и  духовного мира изображенных образов. Подавляющее большинство портретных произведений художника  было выполнено в 30-40-е годы 20 века и почти все они были утеряны в период депортации 1944 года. В настоящее время мы можем судить о них лишь по копиям  карандашных эскизов, репродукциям, фотографиям и авторским акварельным копиям. По ним трудно судить о живописных достоинствах и недостатках исполнения Даурбековым тематических полотен, однако они, несомненно,  говорят об умении автора естественно строить композицию, о его наблюдательности в передаче «типажа».

В Чечено-Ингушском музее изобразительных искусств им. П. Захарова хранились копии работ автора, написанные маслом в 30-е годы, это такие картины как  «Кескемский бой», «Главный окоп ингушских партизан у села Далаково», «Назрановское восстание 1858г.», «Воздвиженский бой», «Обстрел белогвардейцами отступающих жителей села Экажево» и другие произведения Г.- М.Даурбекова, которые  также были безвозвратно потеряны и уничтожены  во время боевых действий в городе Грозном.

Творчество Гази-Магомеда Албастовича Даурбекова-одного из первых  профессиональных ингушских художников имеет большое значение в истории не только изобразительного искусства, но и в истории  Ингушетии в целом.

 

Лейла Алмазова,


главный научный сотрудник Государственного музея


изобразительных искусств Республики Ингушетия

Пресс-служба Министерства культуры и архивного дела РИ

Новости

///

https://russia.information-region.ru/

https://06.gorodsreda.ru/?

https://russa.information-region.ru/

https://russia.information-region.ru/
https://russia.information-region.ru/
https://russia.information-region.ru/