Мне тогда было 4 года. Говорят, что в детской памяти четче запечатлеваются события, так оно и есть. Мы жили тогда в селении Редант Чечено-Ингушской АССР, что находится южнее Владикавказа.
Семья у нас была большая – восемь детей. Мать нас воспитывала одна. Отец, его звали Асланбек, за несколько лет до этого дня выселения трагически погиб.
Холодным февральским утром в наш дом ворвались военные и, особо не церемонясь, приказали нашей матери Рабиат собрать детей и следовать под конвоем к центру села, куда уже согнали часть односельчан. Мать всплеснула руками, еще не в полной мере осознав, что от нее требуют. Да к тому же она и не понимала русскую речь. Мама бросилась по комнате, пытаясь прихватить что-либо из съестного или одежды для детей, но энкэвэдэшник ей этого не позволил, делая движения винтовкой, которые и без знания языка были понятны – «Буду стрелять!». Мать собрала нас, детей, в кучу и громко причитая, стала выводить из комнаты. Вдруг она остановилась, в последний раз окинула взглядом свой дом, глаза встретились с фотографией погибшего отца, — единственное, что было дорого ей. Хотела снять со стены фотографию отца, но солдат навел на нее винтовку, тогда мама испугалась и отошла назад. Я, маленькая девочка, не помня себя, подбежала к солдату и толкнула его, как бы защищая маму. Солдат меня отшвырнул. Последняя память об отце – фотография — осталась висеть на стене…
Нас, как и весь ингушский народ, загнали в скотские вагоны, которые последовали в холодные степи Казахстана. Что собой представляло это «путешествие», все мы знаем. По пути этого черного маршрута в снежных сугробах осталось много наших соотечественников.
Наша семья была определена на спецпоселение в г. Акмолинск Казахской ССР («акмола» в переводе с казахского означает «белая могила»). Нас поселили в огромную конюшню.
На второй день мама с женщинами сделали из глины самодельную печку, похожую на маленький паровозик. В этот день мы впервые после выселения с Родины попробовали горячую пищу. Сразу же по прибытии нас поставили в комендатуру на спецучет, все члены семьи обязаны были ежемесячно отмечаться. Невыполнение этого порядка строго наказывалось.
Через два месяца от холода и голода умерли три сестры: Дибхан, Золобан, Липхан, и брат Сулумбек, все они были подростками.
Мы в те долгие тринадцать лет верили, что справедливость восторжествует. Так оно и случилось. Народ вернулся домой, на Родину. Но Родина нам не принадлежала. Пригородный район, колыбель зарождения ингушского народа, нас встретил холодно. Нас в наших домах встретили чужие люди, которые уже чувствовали себя хозяевами. Мама решила попытаться вернуться в наш родовой дом, и мы поехали в Редант. Но как только мы вышли из машины, нас попросили подойти в администрацию села и настойчиво порекомендовали не пытаться вернуть наше прежнее жилье. И мама решила не наживать новых проблем с властью и поселиться в г. Назрань, где возвращавшихся принимали терпимее.
///
23.04.2025
Министр культуры Республики Ингушетия Залина Льянова, уже отдала свой голос за преображение родного края во Всероссийском онлайн-голосовании! А вы готовы вдохнуть…
23.04.2025
Идет прием заявок на форум «Сильные идеи для нового времени»
До 15 мая на платформе идея.росконгресс.рф можно предложить свои идеи для позитивных изменений в стране – лучшие из них будут…
22.04.2025
В ГБУ «Дворец культуры города Сунжа» состоялось заседание итоговой коллегии Министерства культуры Республики Ингушетия. В заседании приняли участие: Председатель Правительства Республики…
21.04.2025
В 2025 году по поручению Генерального прокурора Российской Федерации проводится Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!». Его цель…
21.04.2025
Министерство культуры Республики Ингушетия информирует, что 22 апреля 2025 года в 15:00 часов под председательством Министра культуры Республики Ингушетия Залины…
https://russia.information-region.ru/
© 2024, Министерство культуры Республики Ингушетия (Минкультуры Ингушетии)
386001, Республика Ингушетия, г. Магас, проспект Идриса Зязикова, 16А
+7 (8734) 55-42-00
Телефон горячей линии - 8(8734) 55-42-35
Мониторинг "Горячая линия" по вопросам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры.