Гончарное ремесло входит в число лучших видов прикладного искусства, доставшегося нам в наследие от древних мастеров – гончаров, которые, как и кузнецы, имели особый почет и уважение. Гончар — мастер, который изготавливает глиняную или керамическую посуду. Это весьма востребованное и почётное дело у наших предков получило новую жизнь и развитие в современности.
Археологические материалы свидетельствуют о древности бытования у ингушей гончарного производства. Предметы керамики, найденные археологами, изготавливались на гончарном круге и покрывались линейным и волнистым орнаментом. Поливные сосуды пользовались широким спросом у местного населения и были популярны в быту до начала ХХ века.
Изделия чаще всего покрывали глазурью, имели геометрический или растительный орнамент. Некоторые древние сосуды, уцелевшие до наших дней, украшены прочерченным на поверхности верёвочным, зигзагообразным орнаментом.
При раскопках археологи до сих пор находят различные глиняные горшки, кувшины, сохранившиеся целиком или фрагментами. В селении Яндаре находят предметы керамики, относящиеся к I-II вв. н.э.: керамические кружки, вотивные сосуды, для хранения мазей, бальзамов, косметики, керамические сосуды с ручками для сыпучих предметов, кувшины разных размеров со своеобразным орнаментом. Сверху они покрыты мастикой, состоящей из смеси вишневой смолы и пчелиного воска. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала, но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту и получили разнообразие. В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики, обогащенной изобразительным мастерством ремесленника.
Глина распространена повсеместно и человек давно оценил её уникальные свойства. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.
Каждый гончар создаёт своё уникальное и очень нужное человеку изделие, пользуясь всеми известными людям стихиями – земля смешивается с водой, воздух и огонь высушивают и обжигают сосуд. Лишнее выходит, оставляя только нужный для конечного результата материал в необходимой твердости и прочности. По сути это одно и то же, просто глина слово русское, а керамика происходит от греческого слова “керамос”, что в переводе означает все ту же глину. Этим термином обозначают разнообразные по составу, режиму обжига и свойствам группы изделий из глины: гончарные изделия, терракота и т.д. Когда мы говорим о керамике, то на ум сразу же приходят легендарные изделия античных мастеров: вазы, амфоры, фигурные изделия, которыми и по сей день восхищается человечество. Но и в наше время изделия умелых гончаров находят свое достойное место в современном интерьере, придавая ему невероятную теплоту и уют. Пожалуй, гончарное дело — это одно из немногих ремесел, которое претерпело минимальные изменения со дня возникновения. И в давние времена, как и в настоящее время, основное орудие труда гончара — это гончарный круг и умелые руки.
Не секрет, что ни один другой вид народного искусства, как керамика, не обладает такой устойчивостью форм и технических приемов, кажущихся многие века неизменными. Секрет этого парадоксального явления – в древности гончарства. Спрос на ручные эксклюзивные изделия есть всегда, так что перспективы занятости благоприятные. Кроме того профессия позволяет открыть собственную мастерскую или даже наладить производство керамических изделий. Постижением секретов древнего мастерства, применением индивидуальных приёмов, возрождением традиций гончарного ремесла занимается талантливая художница и мастерица Марьям Султыгова. Несмотря на юный возраст, Марьям достигла определенных успехов в избранном ею ремесле. Марьям Салин-Гиреевна Султыгова родилась 11 ноября 1998 года в г. Назрань Республики Ингушетия. Воспитанница Лицея № 1 города Назрань, по окончании которого поступила в Детскую школу искусств г. Карабулак, в класс Народного художника Республики Ингушетия Мусы Мартазанова. Там же в ДШИ она провела и первую персональную выставку живописных работ и приняла участие в выставке «Палитра молодых художников». По оценкам опытного педагога, за плечами которого выпуски десятков юных, талантливых художников, Марьям обладает развитым воображением, наблюдательностью и терпением. В 2015 году Марьям Салин-Гиреевна поступила в Ставропольское Краевое Художественное училище на факультет «Декоративно-прикладное искусство: художественная керамика».
Особо важным для себя Марьям считает художественное образование, профессиональную подготовку, способность понимать, осмысленно восстанавливать и развивать народную культуру. Методика обучения декоративной керамике в Художественном училище предполагает полную информацию о различных керамических материалах, их свойствах и возможностях их использования. Это создает базовую основу для развития творческой натуры и таланта художника.
Важную роль играют и практические занятиям в керамической мастерской, где наглядно можно увидеть процесс и поучаствовать в нем. Отрадно, что Марьям Салин-Гиреевна параллельно изучает историю искусств, народный орнамент, историю мировой культуры. Она считает, что изучение достижений мирового изобразительного искусства оказывает большое значение в формировании интеллектуальной творческой личности и становлении мастера и художника. Большое значение ею отводится и освоению возможностей гончарного круга. Изучение технологии керамики тесно связано с такими важнейшими специальными предметами как композиция. Получая задания по предмету, Марьям Салин-Гиреевна занимается проектированием и воплощает свои идеи в материале.
В Ставропольском Краевом художественном училище Марьям дала мощный старт своему творческому поиску, разнообразию подходов, понимая при этом, что все это базируется на твёрдых знаниях традиционных технологий. В процессе обучения, она не копирует архаичные вещи, а воссоздаёт на их основе самобытные, качественные изделия, особое внимание уделяя национальному ингушскому орнаменту, который применяет в декорировании изразцов, что очень важно.
Талантливая студентка принимала участие во всех итоговых студенческих выставках, а в августе 2018 года приняла участие в выставке Союза художников Ставропольского края «Продлевая лето». Сегодня гончарное искусство в республике вновь становится популярным. Открылся Центр поддержки народных промыслов Республики Ингушетия, основной задачей которого является не только возрождение редких ремёсел на территории Ингушетии, но и развитие носителей этих ремёсел. Среди основных видов художественных ремёсел список возглавляет — обучение гончарному делу.
В 2019 году Марьям Салин-Гиреевна завершила обучение, став дипломированным специалистом по художественной керамике. Творчество молодого художника и мастера декоративно-прикладного искусства очень ярко и позитивно. Общаясь с Марьям, мы понимаем, что у нее много планов стилизовать керамику, интегрируя дерево, кожу и стекло. Изделия Марьям Салин-Гиреевны передают энергетику автора. Радует, что у нас в республике появился талантливый и перспективный мастер по художественной керамике.
Для всех желающих Марьям проводит мастер-классы, охотно демонстрируя полученные навыки и привлекая внимание всех, кому интересно гончарное ремесло. Уверен, что Марьям Салин-Гиреевна достойно продолжит традиции древнего ремесла, а полученные ею навыки окажутся полезными для развития ингушского гончарного дела и привлекут много последователей, чьи изделия будут радовать не одно поколение.
Марьям не собирается останавливаться на достигнутом и намерена продолжить свое образование в выбранной сфере. Она подала документы на второе высшее образование в Ставропольский Государственный педагогический институт по специальности «Педагог изобразительного искусства». С появлением молодых и активных мастеров декоративно-прикладного искусства, обучавшихся в вузах России, есть надежда на то, что ДПИ будет активно развиваться в республике и представляться на всевозможных выставках в России и за ее пределами, открывая новые имена талантливых ингушских мастеров и ремесленников.
Уверен, что имя Марьям Султыговой, будет в числе первых.
А.Измайлов,
заведующий
передвижными выставками
Государственного
музея изобразительных искусств
Республики Ингушетия
///
29.10.2024
В Республике Ингушетия завершил работу юбилейный X Международный кинофестиваль «Золотая башня»
На торжестве присутствовали Министр культуры Республики Ингушетия Залина Льянова, представители Администрации Главы, Правительства и Парламента региона, общественные деятели, руководители органов…
29.10.2024
Мероприятие было посвящено сохранению и развитию культурного наследия народов республики, укреплению межнациональных отношений и взаимопонимания между представителями разных этнических групп.…
29.10.2024
Кинофестиваль собрал в юбилейный год впечатляющее количество работ: 87 кинолент, включая 52 документальных, 15 игровых и 20 короткометражных фильмов, из…
28.10.2024
В основной фонд Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия в этом году поступили 11 работ художника, которые Вадим Иванович Кислых…
28.10.2024
С 2021 года «Театр у Нарвских ворот» проводит этот фестиваль при поддержке Комитета по культуре и Санкт-Петербургского отделения Союза Театральных Деятелей…
https://russia.information-region.ru/
© 2024, Министерство культуры Республики Ингушетия (Минкультуры Ингушетии)
386001, Республика Ингушетия, г. Магас, проспект Идриса Зязикова, 16А
+7 (8734) 55-42-00
Телефон горячей линии - 8(8734) 55-42-35
Мониторинг "Горячая линия" по вопросам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры.