В народных промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа. Изделия народных промыслов выражают отличительные черты и неповторимость традиционной культуры. В народе всегда уважали людей, которые к работе относились с творчеством, которые из простых обыденных вещей создавали уникальные неповторимые и самобытные изделия.
В настоящее время народное искусство теряет своё прикладное значение. Оно и понятно, современная технология практически уничтожила традиционные ремёсла. Однако ценители и носители народного искусства работают над сохранением национальной культуры, и роль их в этом направлении бесценна. Именно традиционные ремёсла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю и способствуют патриотическому воспитанию.
Последние три года Республиканский дом народного творчества организовал в Домах культуры сельских поселений республики мастерские «Истинг», которые курирует этнограф Зейнеп Дзарахова.
«Войлочное ремесло — очень древнее искусство, и в своё время было широко распространено среди ингушей, — говорит директор РДНТ Ильяс Евлоев. — На это были свои основания. В первую очередь, это было связано с климатическими особенностями региона, а также с религиозными и ритуальными обрядами, некоторые из которых дошли и до наших дней.
К примеру, укладывание новорожденного малыша в люльку с шерстяным матрасом считалось у ингушей очень важным церемониалом, и доверялась эта миссия самой почетной женщине рода. Зачастую предпочтение отдавалось той, у которой много детей, особенно мужского пола.
Также у предков ингушей было поверье, что клочок овечьей шерсти под подушкой любого человека, защитит его от нечистой силы. Интересен и тот факт, что важным и обязательным условием было то, чтобы матрас и подушка набивались коричневой или черной очищенной шерстью. Известно, что натуральная овечья шерсть обладает согревающими и целебными свойствами, а в условиях постоянных температурных перепадов шерсть была незаменимым источником тепла.
До наших дней дошел еще один уникальный ингушский свадебный обряд — «нув-ферт тассар». То есть прежде чем невеста переступит порог дома жениха, ей под ноги клали войлочный коврик и веник, которые она аккуратно должна была свернуть и отложить в сторону. По одной из версии считалось, что прикосновение невесты к овечьей шерсти (именно войлоку) прибавит благополучие, ведь овечьи стада всегда славились своим приростом, а значит, и у молодоженов будет большой и длинный род.
Что касается климатических особенностей региона, то всем известно, что в горных районах даже летом всегда дуют пронизывающие ветры, а зимой мороз пробирался через щели каменных жилищ. Поэтому приходилось стены утеплять шерстяными коврами, которые изготавливались почти в каждой семье и в каждом горном ауле».
Директор РДНТ Ильяс Евлоев считает, что развитие войлочного ремесла — одно из важных направлений в развитии народного творчества ингушей, и оказывает всяческую поддержку мастеру войлочного ковроделия, доктору исторических наук, этнографу Зейнеп Дзараховой.
Научное исследование этого ремесла было организованно ею ещё в 2013 году, когда она в качестве научного руководителя взяла аспирантку для изучения и практического освоения этого вида орнаментального искусства, и даже была проведена определённая работа, которая, к сожалению, не получила продолжения. Однако в 2015 году, при поддержке директора художественной школы Назрани Л. Мержоевой, был открыт класс по войлочному ковроделию.
Идея возрождения этого промысла была подхвачена позже Домом народного творчества Республики Ингушетия, где эта работа успешно ведётся уже третий год. Мастерская «Истинг» функционирует под руководством З. Дзараховой, которая поддерживает кружковую работу во многих сельских домах культуры республики с единым названием «Истинг».
За эти годы войлочные орнаментированные ковры, изготовленные этнографом З. Дзараховой, выставлялись на многих международных выставках. Некоторые из них имеются в частных коллекциях любителей народного искусства в Москве, Санкт-Петербурге, Казахстане и Финляндии. Сегодня доктор исторических наук, этнограф, мастер войлочного искусства делится с нами историей создания войлока и секретами ковроделия.
«Самое главное в возрождении национального искусства — это не выдумывать, а знать ингушскую национальную специфику и технологию изготовления войлока, создание ковра мозаичным способом и сохранение контурной четкости линий орнаментальной композиции, — говорит она. — Отрадно отметить, что в последние годы ингуши, представители разных профессий и призваний, живущие не только в Ингушетии, но и в странах СНГ и Европы, удивительным образом обратили свои взоры к этому искусству. Более того, многие желают приобрести истинги для украшения интерьера своего дома. Это не может не радовать тех, кто, совершенствуя, продолжает ремесло предков.
Огромных результатов достигла в этом ремесле Райшат Ахильгова, которая возрождает это искусство в соответствии со старинными орнаментами в сельском поселении Инарки. С 2012 года персональные выставки её работ проходили в нашей республике и за её пределами, в Московском Кремле и в музее Грузии. Её ковры имеются в коллекциях многих любителей народного творчества.
Изготовление войлока (ферт)
Если обратиться к истории ковроделия у ингушей, то нужно сказать об изготовление войлока (ферт). У ингушей было развито овцеводство, поэтому шерсти было много. Наличие в хозяйстве овец считалось делом благородным. Количество поголовья было своеобразным мерилом благосостояния семьи.
Для работы с шерстью созывали родных и соседей на коллективный труд, так как не успевали в сезон стрижки овец обрабатывать, расчесывать и сортировать шерсть. Собиралась группа женщин и вместе валяла войлок. Старшая из мастериц обычно руководила процессом.
Для валяния заготавливали самую лучшую шерсть, считалось, чем длиннее ворсинки, тем лучше она схватывается, а значит, крепче изделие. Особенно ценилась тушинская порода овец, шерсть которых превосходила по своему качеству из-за того, что волокна имели трубчатую структуру. Кто-то предпочитал валять немытую шерсть, так как жиропот овечьей шерсти способствовал качественному схватыванию, т. е. валянию шерсти. Прежде чем приступить к работе, шерсть сушили под прямыми лучами солнца в течение нескольких дней, чтобы жир немного испарился. Затем, очищая от пыли и грязи, взбивали её прутьями и разрыхляли.